Новости

Электрическая стимуляция позволяет учить языки эффективнее

Любителям иностранных языков на заметку: электростимуляция мозга значительно ускоряет процесс обучения новому языку. К такому выводу пришли ученые из Университета Пенсильвании, проанализировав 11 научных исследований на взрослых здоровых людях. Причем эффект начинал наблюдаться уже после первого сеанса стимуляции!
Электростимуляция мозга (tDCS) работает следующим образом: к коже головы прикрепляются два электрода, воздействующие на мозг слабым постоянным током. Положительно заряженный электрод, или анод, увеличивает активность нервных клеток, делая их более склонными к возбуждению. Соответственно, нейроны передают сигналы значительно быстрее. При регулярном использовании происходит усиление контактов между нейронами, облегчая процессы памяти и обучения.
Для того, чтобы ускорить обучение новому языку ученые провели следующий эксперимент. У добровольцев осуществляли стимуляцию зоны Вернике — области мозга, отвечающей за обработку речевой информации. Благодаря ей мы запоминаем новые иностранные слова и переводим их на родной язык. Испытуемым размещали анод на правый висок и проводили электростимуляцию 15-20 минут подряд. Чтобы исключить эффект плацебо, или самовнушения, у части испытуемых стимуляцию имитировали. Для этого прибор включали всего на несколько секунд, что по ощущениям не отличалось от реальной стимуляции.
Во время эксперимента люди запоминали новые слова несуществующего языка, а затем выполняли тесты, в которых должны были определить, правильно ли подписана картинка, а также перевести вновь выученные слова на родной язык. Оказалось, что после электростимуляции люди делали в заданиях гораздо меньше ошибок и быстрее переводили переводили слова с одного языка на другой. Такого эффекта не наблюдалось, если tDCS имитировать.
В других экспериментах было показано, что электростимуляция может улучшать ещё и беглость речи и творческое языковое мышление. Добровольцы выполняли задания, в которых нужно было вспомнить как можно больше слов, принадлежащих определенной категории (например, «фрукты»). Или же им предлагался набор несвязанных слов и нужно было придумать ещё одно слово, которое их объединяет. Например, слова: «детский», «скан», «промывать» объединяет слово «мозг». Стимуляция зоны Вернике улучшила результаты тестов на 5-10%, по сравнению с плацебо эффектом.
Исходно электростимуляция мозга пришла из медицины, где она используется для коррекции нарушений в речевом развитии. Однако исследования последних лет показали, что она может помогать и здоровым людям изучать иностранные языки. Несколько стартапов уже 5-7 лет выпускают специальные немедицинские устройства для повседневного использования: это Thebrainstimulator в США, Priormind в Гонконге и Brainstorm в России. Все они позволяют располагать электроды на несколько (до 10) различных зон мозга, для различных когнитивных эффектов, среди которых есть и изучение иностранных языков.
Источник: Penn Medicine News